Вс, 2024-05-05
SITE LOGO
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [6]
Статьи администратора foo.ucoz.ru
Прохождение игр [24]
Здесь вы найдёте ответ: как пройти игру?
Сеть [1]
Раскрутка и оптимизация [3]
В этой категории вы найдёте массу советов по раскруктке сайта
Описание игр [3]
Описание самых папулярных и долгожданных игр.
Интернет [4]
Об том, что в интернете.
PHP [9]
Всё что касается PHP 3-5
Полиграфия [1]
Начало » Статьи » PHP

Введение в PHP5
Введение в PHP5
Данил Миронов 2003-11-29
Оригинал статьи: http://www.phpbuilder.com/columns/argerich20030411.php3

Автор: Luis Argerich

PHP5 ещё официально не вышел, но "рабочие" версии уже трудоспособны (равно как и нестабильны!), так что мы вполне можем начать изучение новых возможностей грядущего релиза PHP и попрактиковать с ними. В этой статье мы поговорим о трёх основных нововведениях в PHP5:
• Новая объектная модель
• Исключения
• Пространства имён

Но сначала пара официальных заявлений:
• Некоторые из приведённых в данной статье решений воспроизводимы в PHP4, но, тем не менее, их описание присутствует и здесь для большей удобочитаемости и целостности всей статьи.
• Некоторые из описанных в данной статье особенностей в конечном релизе PHP5 могут быть изменены.
PHP5 ещё не выпущен и мне неизвестно, когда это произойдёт, но уже сейчас вы можете потестировать и изучить новые возможности языка, скачав рабочую версию PHP5 с http://snaps.php.net и установив её. По этой ссылке вы можете найти готовые для установки Windows и Linux версии PHP5. Инсталляция проходит как у любого нормального релиза PHP, так что все бегом за новой игрушкой.
Новая объектная модель
В PHP5 объектную модель основательно подлатали и добавили много новых возможностей, благодаря чему PHP5 стал "чем-то" напоминать Java. В этой части нашей статьи будет описана эта новая объектная модель и приведено несколько небольших примеров, чтобы вам обозначить исходный рубеж для ваших экспериментов.
• Конструкторы и деструкторы
• Объекты как ссылки
• Клонирование объектов
• Дескрипторы Private, Public и Protected
• Интерфейсы
• Абстрактные классы
• __call
• __set and __get
• Закрытые члены
Конструкторы и деструкторы
В PHP4 конструктор именуется так же как и сам класс, а деструкторы отсутствуют полностью.
В PHP5 конструктор класса именуется __construct, а деструктор - __destruct.

Пример 1: Конструкторы и деструкторы

class foo {
var $x;

function __construct($x) {
$this->x = $x;
}

function display() {
print($this->x);
}

function __destruct() {
print("ну, пока, до скорого");
}
}

$o1 = new foo(4);
$o1->display();

Как вы видите, деструктор вызывается перед самым уничтожением класса.
Объекты как ссылки
Как вам уже наверняка известно, в PHP4 переменные передаются в функции/методы по значению (передаётся копия), если в объявлении функции не поставлен символ '&', указывающий на то, что переменная должна передаваться как ссылка. В PHP5 объекты передаются всегда как ссылки. Присваивание объектов тоже происходит по ссылке.

Пример 2: Объекты как ссылки

class foo {
var $x;

function setX($x) {
$this->x = $x;
}

function getX() {
return $this->x;
}
}

$o1 = new foo;
$o1->setX(4);
$o2 = $o1;
$o1->setX(5);
if($o1->getX() == $o2->getX()) print("Ох ты, Боже мой!");

Клонирование объектов
Если объекты присваиваются и передаются по ссылке, то вам нужно как-то создавать и копии объектов. Для этого используйте метод __clone.

Пример 3: Клонирование объектов

class foo {
var $x;

function setX($x) {
$this->x = $x;
}

function getX() {
return $this->x;
}
}

$o1 = new foo;
$o1->setX(4);
$o2 = $o1->__clone();
$o1->setX(5);

if($o1->getX() != $o2->getX()) print("Копии взаимонезависимы");

В программировании клонирование разрешено, так что всё легально ;-)
Дескрипторы Private, Public и Protected
В PHP4 все методы и переменные внутри объекта были доступны извне, другими словами все методы и переменные всегда были открытыми. В PHP5 вводится три дескриптора для осуществления контроля над доступом к переменным и методам: Public, Protected и Private.
• Public (открытый): Метод/переменная доступны из любого места в коде.
• Private (закрытый): Закрытые методы или переменные доступны только внутри класса.
• Protected (защищённый): Защищённые методы или переменные доступны только внутри класса, где они были объявлены и из его производных классов.

Пример 4: Public, protected and private

class foo {
private $x;

public function public_foo() {
print("Это открытый метод");
}

protected function protected_foo() {
$this->private_foo(); //Всё правильно, мы можем вызывать закрытые методы, потому что мы находимся в том же классе
print("Это защищённый метод");
}

private function private_foo() {
$this->x = 3;
print("Это закрытый метод");
}
}

class foo2 extends foo {
public function display() {
$this->protected_foo();
$this->public_foo();
// $this->private_foo(); // Неправильно! В базовом классе метод закрыт
}
}

$x = new foo();
$x->public_foo();
//$x->protected_foo(); //Неправильно, защищённые методы могут вызываться только из того же класса или его производных классов
//$x->private_foo(); //Неправильно, закрытые методы могут быть вызваны только в классе, где они были объявлены

$x2 = new foo2();
$x2->display();

Совет разработчикам: Переменные класса всегда следует делать закрытыми, прямой доступ к переменным - не очень хорошая практика в ООП, лучше всего для доступа/изменения переменных класса определять специальные методы.
Интерфейсы
Как вы знаете, PHP4 поддерживает наследование классов синтаксисом "class foo extends parent". В PHP4 И в PHP5 класс может наследовать только один класс, то есть множественное наследование не поддерживается. Интерфейсом называется класс, в котором не реализуется ни один метод, определяются только названия методов и набор передаваемых им параметров. Впоследствии классы могут 'реализовывать' сколь угодно много интерфейсов, показывая тем самым, что тот или иной класс реализует методы, определённые в интерфейсе.

Пример 5: Интерфейсы

interface displayable {
function display();
}

interface printable {
function doprint();
}

class foo implements displayable,printable {
function display() {
// код
}

function doprint() {
// код
}
}

Использование интерфейсов полезно для более удобного чтения и понимания кода: прочитав объявление класса, мы увидим, что класс реализует интерфейсы displayable и printable; это означает, что класс должен иметь методы display() и doprint(). Как эти методы реализованы - значения не имеет, главное - уже из объявления класса, вы знаете, что можете вызывать эти методы.
Абстрактные классы
Абстрактным называется класс, который может использоваться только как базовый (то есть создавать объекты этого класса нельзя). Как и в любом нормальном базовом классе, в абстрактном классе вы можете определять методы и переменные.
В абстрактном классе также можно определять абстрактные методы: методы, которые не реализованы в абстрактном классе, но которые обязательно должны быть реализованы в производных классах.

Пример 6: Абстрактные классы

abstract class foo {
protected $x;

abstract function display();

function setX($x) {
$this->x = $x;
}
}

class foo2 extends foo {
function display() {
// Код
}
}
?>
__call
С PHP5 вы можете реализовать в классе специальный метод __call(), как метод для "отлова" всех нереализованных в данном классе методов. Метод __call (если он определён) вызывается при попытке вызвать недоступный или несуществующий метод.

Пример 7: __call

class foo {

function __call($name,$arguments) {
print("Вызывали? Я - $name!");
}
}

$x = new foo();
$x->doStuff();
$x->fancy_stuff();

Этот специальный метод может быть использован для реализации перегрузки методов: вы можете исследовать полученные аргументы и в зависимости от результата вызвать подходящий для данного случая закрытый метод, например:

Пример 8: Перегрузка методов с помощью __call

class Magic {

function __call($name,$arguments) {
if($name=='foo') {
if(is_int($arguments[0])) $this->foo_for_int($arguments[0]);
if(is_string($arguments[0])) $this->foo_for_string($arguments[0]);
}
}

private function foo_for_int($x) {
print("у, смотрите, целое число!");
}

private function foo_for_string($x) {
print("у, смотрите, строка!");
}
}

$x = new Magic();
$x->foo(3);
$x->foo("3");

__set и __get
Но это ещё не всё, теперь вы можете определить методы __set и __get для "отлова" всех попыток изменения или доступа к неопределённым (или недоступным) переменным.

Пример 9: __set и __get

class foo {

function __set($name,$val) {
print("Привет, вы попытались присвоить значение $val переменной $name");
}

function __get($name) {
print("Привет, вы пытались обратиться к $name");
}
}

$x = new foo();
$x->bar = 3;
print($x->winky_winky);
?>
Указание типов для аргументов
В PHP5 вы сможете "сказать" методу, что он должен получить в качестве аргумента объект определённого типа.

Пример 10: указание типов

class foo {
// код ...
}

class bar {
public function process_a_foo(foo $foo) {
// Ещё какой-нибудь код
}
}

$b = new bar();
$f = new foo();
$b->process_a_foo($f);

Как вы заметили, перед именем аргумента теперь можно поставить имя его класса, и таким образом PHP5 определит, что переменная $foo должна быть класса foo.
Статические члены класса
Статические члены и статические методы могут использоваться для реализации того, что в ООП называется "методы класса" и "переменные класса".
"Статическим методом класса" называют метод, который можно вызвать без создания объекта этого класса.
"Переменной класса" называют переменную, к которой можно обратиться без создания объекта этого класса (и метод доступа при этом не потребуется).

Пример 11: методы класса и переменные класса

class calculator {
static public $pi = 3.14151692;

static public function add($x,$y) {
return $x + $y;
}
}

$s = calculator::$pi;
$result = calculator::add(3,7);
print("$result");
?>
Исключения
Исключения - это общепринятый подход к обработке ошибок и неожиданных ситуаций в таких языках как Java и C++; в PHP5 перехват исключений реализован с помощью пары "try" - "catch".

Пример 12: Исключения

class foo {

function divide($x,$y) {
if($y==0) throw new Exception("деление на ноль недопустимо");
return $x/$y;
}
}

$x = new foo();

try {
$x->divide(3,0);
} catch (Exception $e) {
echo $e->getMessage();
echo "\n
\n";
// Какие-нибудь драконовские меры
}

Как вы видите, "try" используется для обозначения блока, в котором находятся ошибки, обрабатываемые оператором "catch", стоящим в конце блока. В блоке "catch" вам нужно реализовать вашу собственную политику обработки ошибок. В итоге получаем удобочитаемый код и всего один блок обработки ошибок.
Исключения, определённые пользователем
Для обработки непредвиденных проблем в ваших программах вы можете определить ваши собственные исключения. Всё, что вам нужно - это просто дополнить (extend) класс Exception, определив конструктор класса и метод getMessage.

Пример 13: Исключения, определённые пользователем

class WeirdProblem extends Exception {

private $data;

function WeirdProblem($data) {
parent::exception();
$this->data = $data;
}

function getMessage() {
return $this->data . " вызвало какое-то странное исключение!";
}
}

Потом, для возбуждения определённого вами исключения используйте конструкцию throw new WeirdProblem($foo); если исключение происходит внутри блока try{}, то PHP5 передаст управление в "catch"-блок для обработки.
Пространства имён
В целях удобства классы и функции могут быть сгруппированы в пространства имён (namespaces).
Примечение: разработчики отказались от поддрежки этой возможности.

Пример 14: Пространство имён

namespace Math {

class Complex {
//...код...
function __construct() {
print("привет");
}
}
}

$m = new Math::Complex();

Обратите внимание на синтаксис использования именного пространства для обозначения класса, объект которого мы создаём. Пример практического применения: создание одноимённых классов в разных именных пространствах; при этом классы делают отличную друг от друга работу (имея одинаковый интерфейс).

Категория: PHP | Добавил: RedRat (2006-08-26)
Просмотров: 878 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0 |

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск по каталогу
Друзья сайта
Статистика
Copyright MyCorp © 2006